Покраска

Такие разные и похожие виды вышивки – обзор известных и редких техник. Реально большая подборка швов и строчек для ручной вышивки своими руками. это стоит сохранить! Вышивка и ее виды

Такие разные и похожие виды вышивки – обзор известных и редких техник. Реально большая подборка швов и строчек для ручной вышивки своими руками. это стоит сохранить! Вышивка и ее виды

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.

Хотите научиться вышиванию крестиком? Мы поможем! Давайте разберемся, с чего нужно начинать и какие материалы подобрать, какие методы и стили вышивания существуют и какие из них наиболее подойдут вам. Итак, чтобы не превратить это успокаивающее занятие в сущие тяготы с неправильными инструментами и неверной техникой, сначала познакомимся с азами этого рукодельного искусства.

1. Материалы и инструменты для работы

Прежде чем записаться в вышивальщицы, вам понадобится запастись основными инструментами и материалами. Минимальный набор предметов, которые должны быть у каждой мастерицы, включает:

  • иглы;
  • игольницу или подушечку для иголок;
  • пяльцы или станок;
  • нитки;
  • наперсток;
  • ножницы (большие, маленькие и средние);
  • линейку.

Зачем так много? Поверьте, всё пригодится! Теперь о каждом пункте поподробнее.

Иглы

Игольница нужна прежде всего для того, чтобы не потерять одну из иголок на столе, диване или еще где-нибудь. К тому же это очень удобно. Что же касается самих иголок, то здесь лирики уже будет гораздо меньше. Подбор иголок - это довольно сложное дело; во-первых, для каждого вида ткани требуется своя определенная игла нужной толщины и длины. Чем тоньше и воздушнее сама ткань, на которой вы собираетесь работать (батист, маркизет, канва или лен), тем тоньше нужна игла. Соответственно, толстая игла подходит для более грубого вида материала – такого, как шерсть.

Размеры гобеленовых игл (в мм)

Лучше всего использовать гобеленовые иглы - большое ушко не перетрёт нить в процессе, а тупой конец не повредит саму основу. Набор из качественных игл прослужит вам не одну вышивку.

Для того, чтобы ткань не стягивалась под рисунком, мастерицы испокон веков используют пяльцы в процессе вышивания. При помощи этого приспособления вы сможете плотно закрепить ткань. Умелые вышивальщицы выбирают деревянные пяльцы, так как они надежнее держат ткань и не портят материал, в отличие от пластиковых аналогов. Еще совет: выбирайте пяльцы с гладкой и ровной поверхностью, потому что любые шероховатости и неровности могут повредить ткань.

Нитки

Выбор ниток - это целое искусство, ведь от этого зависит эффект готового рисунка. Наиболее популярны и распространены такие виды (советуем выбирать из них, так как их легче купить и с ними проще работать):

Мулине – такие нити очень просто соединять друг с другом, чтобы получился нужный цвет. Каждая нить состоит из 6 скрученных волокон. Этот вид нитей наиболее популярен в вышивании и используется почти во всех готовых наборах. Они не запутываются и не теряют цвет со временем.

– этот интересный материал вы можете совместить с хлопчатобумажными нитками мулине или шерстяными для получения блестящего, сверкающего эффекта.

– состоит из очень мягких нитей. Отличный выбор для вышивки гобеленов или гладью.

Тонкая шерсть – такая нить может быть использована и в сочетании с другими материалами, и отдельно. Такие нити незаменимы в вышивке шерстью по ткани.

Наперсток

Наперсток не только защищает ваши пальцы от проколов, но и помогает лучше протолкнуть иглу сквозь толстую и непослушную ткань. Прежде чем купить его, вам сперва нужно примерить изделие на средний палец – он должен сидеть как влитой и не доставлять никакого дискомфорта. Только в этом случае вы можете быть уверены, что он станет верным помощником в вышивании, и смело купить его.

Ножницы

Купите сразу несколько видов ножниц, которые будут выручать вас в разных ситуациях. Например:

  • Маленькие ножницы помогут деликатно обрезать тоненькую ниточку и убрать ненужные наметки.
  • Средние будут удобны во время обработки ткани.
  • Большие будут незаменимы в процессе раскройки.

Дополнительные аксессуары

Из дополнительных инструментов рекомендуем также запастись для разметки канвы, и для ниток. Маркеры или карандаши удобнее традиционных мыла или мела, так как их легко можно смыть при ручной стирке изделия. К тому же их можно использовать на любых типах тканей и с их помощью можно рисовать более точные и изящные эскизы.

Лупа нужна для того, чтобы не напрягать зрение во время вышивания наиболее мелких завитков, а органайзер для ниток позволит распределить цвета согласно естественному градиенту, выстраивая четкую палитру. Это максимально облегчит выбор нужного оттенка, и вы сможете без труда узнать, какой из цветов использовать в вашем изделии.

Готовый набор для новичков

Конечно, вы можете попробовать подобрать все “ингредиенты” для красивой и качественной вышивки самостоятельно. Но все же многих этот этап отпугивает, и они прекращают интересоваться этим видом рукодельного искусства. Поэтому мы советуем вам приобрести уже . Во-первых, это очень удобно, так как любой такой набор уже содержит все необходимое в нужном количестве. Во-вторых, вам не придется долго подбирать каждый материал и инструмент, что сэкономит вам немало времени. Посвятите его лучше изучению схем или самому процессу вышивания.

2. Выбор канвы

Канва – это наша основа для вышивки. Её производят из разных материалов – льна, хлопка, конопляной ткани, акрила, шерсти и даже из пластика. Мы советуем вам подбирать канву из такого материала, который идеально подойдет под вашу задумку.

  • Конопляную ткань чаще всего выбирают из-за ее прочности. Вам даже не придется использовать пяльцы, чтобы вышивать на ней. Такая ткань очень плотная и сохраняет свою форму очень долго.
  • Пластик – это новый хит среди мастериц. Такая канва может превратить ваше изделие во что угодно, так как она легко меняет форму. Просто вырежьте нужную вам фигуру - и вот основа готова. Детям особенно нравится вышивать на пластике, так это легко и весело.
  • Для тех, кто хочет придать объем и фактурность своей вышивке, мы советуем использовать шерстяную канву . Но как бы красиво ни выглядело готовое изделие на такой основе, все же на шерсти не очень удобно вышивать из-за многочисленных торчащих пушистых ниточек.
  • Хлопок - это настоящая классика искусства вышивания. А все потому, что этот материал очень ровный и гладкий. С таким материалом вышивать - одно удовольствие.
  • Сложно работать с шерстью, но всё же хочется немного объема? Тогда выбирайте акрил . Несмотря на его ненатуральное происхождение, вышивать на нем гораздо проще, чем на шерсти, к тому же он не так пушится.
  • Лен также пользуется популярностью среди мастериц. Но если вы решили облагородить какой-либо предмет одежды красивым орнаментом, то лучше проверить, как себя поведет такая ткань, предварительно постирав ее.

Для начинающих мы советуем выбрать канву из хлопка Aida . Эта марка славится своей универсальностью. Каждый может выбрать для себя материал с нужным размером клеточек. Такой канвой пользуются и новички, и уже умелые вышивальщицы.

Канва Aida поделена на клетки, что очень сильно упрощает процесс вышивки креста.

Еще одна не менее популярная канва производится маркой Hardanger . Хотите вышивать в технике гобелен или гладью? Такой материал – лучшая основа. Но, к сожалению, вам как новичкам она не подойдет. Если вы впервые берете иголку и нитку в руки, то лучше начать с канвы №8. Её активно используют для обучения вышиванию.

3. Пошаговое обучение вышивке крестом

Первым делом, нужно подготовить свое рабочее место. Проследите за тем, чтобы вам было комфортно вышивать. Самое хорошее место для рукоделия – это мягкое, удобное кресло. Также вам следует позаботиться об освещении, так как ваши глаза могут быстро устать при недостаточном освещении. Для таких случаев используйте настольную лампу, которая и будет вашей палочкой-выручалочкой вечером, ночью и днем, при плохом естественном освещении. Разложите все материалы и инструменты так, как вам удобно, а схему лучше положить на самое видное и освещаемое место.

Работа с тканью – это следующий этап в начале вышивания. Не бойтесь, от вас потребуется всего четыре шага - и можно приступать к основной работе.

  1. Отмерьте и отрежьте столько ткани, сколько вам понадобится для вышивания, как говорится, «с запасом». Для этого оставьте примерно 7 - 10 см припусков с каждой стороны, чтобы натянуть полотно на пяльцы.
  2. Затем обработайте края, чтобы они не топорщились и не распускались. Можно использовать прозрачный лак или специальный клей.
  3. Посчитайте количество крестиков на схеме и на вашем полотне.
  4. Время размечать вашу основу перед вышивкой. Отмерьте квадраты размером 10x10 мм (используйте крестики на ткани как единицы измерения. 10 крестиков с каждой стороны квадрата – это и е сть 10x10 мм). Расчерчиваем разметку смываемым маркером или мылом.

Видео как размечать канву:

Затем следует определиться, каким методом вы будете вышивать. Выбирайте из следующих:

  • Традиционный (вышивание крестом) – вышиваете один крестик за другим по отдельности. Следите за тем, чтобы рабочая длина нити составляла 25-30 см, максимум 50, если рисунок довольно крупный. Сделайте два стежка - и крестик готов. Для этого ведите иголку из верхнего правого в нижний левый угол клетки. Второй стежок идет из левого верхнего угла в правый нижний.
  • Датский способ вышивания – сначала вы закрываете ряд только первыми стежками (справа сверху и налево вниз или наоборот), а потом возвращаетесь, закрывая остальные половинки крестов.
  • Способ пропуска стежков – его используют, когда нужно пропустить несколько клеток на ткани. Для этого нить проходит крестом по изнаночной стороне ткани.
  • Простая диагональ – делайте стежки по диагонали. Сперва нужно двигаться сверху вниз, а потом снизу вверх.

Видео как начать вышивать:

Теперь давайте разберемся со схемой. Она показывает нужное количество крестиков и их расположение на разметке ткани. К слову, схемы бывают и цветные, и черно-белые. С цветными проще работать, так как вы сразу видите нужный цвет, но если цветовая гамма рисунка разнообразна, то многие ячейки будут выделены символами или номерами, соответствующими какому-то цвету в расшифровке.

Внимательно ознакомьтесь с ключ-расшифровкой именно вашей схемы и особенно обратите внимание на пустые клетки, которые чаще всего не заполняются ничем. Работать со схемой довольно просто, ведь все нужные данные там прописаны.

Видео как работать со схемой:

4. Виды вышивок и техники

Существует огромное разнообразие техник и стилей вышивания. Осталось выбрать ту, которая больше всего вам подходит:

  • Счетный крест – хотите вышить изображение на схеме точь-в-точь? Тогда этот вид вышивки вам подойдет. Такой метод применяется на тканях с регулярным плетением и отличается счетом нитей на ткани.
  • Еще одна простая техника – это несчетный крест . Вышивайте все, что выделено цветами, четко следуя схеме.
  • Печатный крест выполняется на канве с уже нанесенными крестиками.
  • Гобеленовая техника очень напоминает полукрест, но изнанка должна совпадать с лицевой стороной рисунка.
  • Гладь. Для того чтобы украсить ваше изделие с помощью этой техники, просто перенесите рисунок на ткань и аккуратно заполните прямыми стежками все пространство внутри рисунка.

5. Преимущества и особенности готовых наборов

Основным плюсом работы с готовыми наборами является то, что не нужно тратить много времени и сил на поиск всех инструментов и материалов. Просто выберите понравившийся набор, и там уже будут все составляющие (нитки, иголки, схема).

Наборы бывают разные, и выбрать можно по типу канвы и рисунка. Чаще всего можно приобрести такие варианты:

  • Рисунок нанесен прямо на материал и есть схема
  • Рисунок не нанесен
  • Канва тонированная и нанесен фон
  • Нарисована только схема
  • На материале есть водорастворимый рисунок.

Сложно? Нет, если будете следовать нашим советам:

  • Для начала стоит выбирать рисунки с небольшим количеством цветов, с преобладающими крупными деталями в узоре. Чем больше деталей, тем сложнее вышивать, а простой рисунок не займет много времени.
  • Выбирайте наборы с канвой Aida для крупного размера вышивки; №14 подойдет для любого новичка.
  • Не выбрасывайте остатки! Некоторые материалы из набора могут пригодиться в другом рукоделии.

Вышивка – это не сложно и даже интересно, если вы будете вышивать то, что вам нравится и что вы любите. Научиться такому ремеслу просто, и пользы от него тоже много. Так что пользуйтесь нашими советами, и уже скоро вы перейдете от новичка к мастеру вышивки!

Традиции и культура народа проходит сквозь века по вышитым полотнам. Вышивка - увлекательное занятие, не теряющее популярности и в наши дни. Вышивке, как и любви, все возрасты покорны. От мала до велика увлекаются процессом, результат которого поражает воображение и радует невероятной красотой. Вышивка равноценна с живописью - возможности самовыражения не ограничены. А если выражаться современным языком, то это еще и расслабляющее антистрессовое занятие. Усидчивость и сосредоточенность многим покажутся обременительными, но стоит сделать первые стежки, и мысли меняются кардинально.

Но мало кто знает, сколько есть вышивок и техник, об их богатстве и разнообразии:

  • крестик;
  • ленты;
  • гладь;
  • итальянская ассизи;
  • ришелье;
  • бисер;
  • по-бразильски;
  • золотое царское шитье;
  • сутажная;
  • хандаргер;
  • алмазная.

Рассмотрим все виды вышивания более подробно.

Крестик

Вышивка крестиком - одна из старейших техник, появившаяся во времена зарождения ткачества. Грубая ткань была одноцветной, а вышивание крестом делало ее более приятной взору.

Техника эта проста и понятна. Достаточно одного вечера, чтобы научиться вышивать крестики. Один нюанс - важно выполнять стежки в одном направлении. Процесс несложный, но придется пользоваться схемой и вести счет. На схемах рисунок разбивается на квадратики (пиксели). Схемы покупают и создают самостоятельно на ПК. Канва для работы бывает разных цветов, да и размер клеток разный (т.е. в результате крестики будут крупными, или совсем меленькие - на это влияет выбранная канва). Что касается ниток, то можете взять хлопковые, шелковые или шерстяные. Для придания особых бликов и перламутра на картине, можно взять мулине с люрексом.

Ленты

Техника вышивания лентами сегодня на пике популярности. Но назвать ее новой будет неправильно - известна она с древности, просто ограниченность материалов привела этот вид вышивки к временному забытью. Но современные рукодельницы возродили это искусство. Для вышивания выбирают ленты различной толщины из атласа, шелка или нежной органзы. Сюжеты в основном цветочные. Цветы на полотнах с ленточной вышивкой кажутся живыми. Неповторимо смотрится такая техника на одежде.

Гладь

Красивая, эффектная, и, по праву, самая живописная вышивка - гладь. Рукодельнице необходим необыкновенный опыт для создания шедевра. Объемный, переливающийся разными цветами рисунок украсит любой текстиль. Схема для этого вида рукоделия не понадобится. Рисунок контурами наносится на рабочее полотно, а пустоты его заполняются нитями. Аккуратность, чувство сочетания цветов и владение разными типами швов - самые главные задачи для мастера.

Итальянская ассизи

Шов гольбейн в сочетании с крестиком - это техника ассизи, появившаяся в итальянском одноименном городке. Работа производится нитями одного цвета счетными крестиками (удлиненными или обычными). Главное отличие такой техники - зашивается не рисунок, а его фон. Эта стильная и изысканная техника не утратила популярность и среди современных рукодельниц, благодаря простоте. К тому же работа нитью одного цвета ускоряет кропотливый процесс создания шедевра.

Ришелье

Техника ришелье основана на вышивке гладью. Отличительная черта - используется только один цвет. Сложность - проколы и прорезка ткани по рисунку, и дальнейшая аккуратная обработка краев. Результат такой работы очень схож с кружевом - ажурный, легкий и нарядный.

Ришелье - процесс не сложный, но трудоемкий. Для начала выбранную специальную схему или рисунок переводят на ткань (линии должны быть ровными, а будущие прорезы правильно распределены - учитывайте это, если захотите нарисовать рисунок самостоятельно). Дальше каждый элемент вышивается стежками техникой гладь. Завершающий этап - прорезывание дырочек и обработка краев. Четкость и уверенность движений - залог безупречного результата.

Безупречно выглядит одежда, декорированная элементами, вышитыми в технике ришелье.

Бисер

Речной жемчуг сегодня перешел в разряд архаизмов. Взамен рукодельницы современности облюбовали стеклянные бусины - бисер. Картины из бисера - это неповторимые, волшебные полотна, которые не оставят равнодушным никого. Суть техники заключается в пришивании бусин определенного цвета к полотну. Хаотичность здесь неуместна, а потому придется пользоваться схемами, которые ничем не отличаются от схем для вышивки крестиком. Бусинка за бусинкой, квадратик за квадратиком - и вскоре вы получите невероятной красоты результат. Ручная отделка бисером сумочек, кошельков, ремней выглядит безупречно и дорого. Кстати, нитки лучше выбрать прочные и в тон ткани.

По-бразильски

Бразилия славится не только карнавалом. На просторах этой страны зародился самый экзотический вид вышивки. Результат использования техники вышивания по-бразильски - объемный рисунок из элементов. Каждый создается из особенных скрученных ниток при помощи иглы. Иногда кажется, что это совсем не вышивка, а орнамент, связанный тончайшим крючком. Переплетение нитей искусственного шелка выдают в свет замысловатые кружевные лепестки.

Золотое царское шитье

Название говорит само за себя. И если сегодня рукодельницы очень аккуратно и щепетильно работают с металлизированными нитями, то мастерицам в одиннадцатом веке приходилось работать с тончайшими и очень хрупкими металлическими нитями. Монастырские вышивальщицы украшали бархатные и шерстяные ткани великолепными золотыми узорами. Заметьте, работать им приходилось с чистым золотом. Золотыми нитями ткань не прошивалась. При помощи других нитей тонкие проволочки металла нашивались на ткань, создавая замысловатые узоры. О высоких требованиях к мастерицам говорить не приходится.

Сутажная

Принцип данной вышивки схож с золотым шитьем. Но процесс упрощен тем, что декоративный шнур, используемый в технике, более податливый в работе. Кроме того, посредине такого шнура есть специальный желобок, через который он и пришивается на полотно. Готовая работа практична, не требует особых условий ухода. Благодаря чему сутажная вышивка популярна в украшении одежды.

Хандаргер

Оказывается, что таким диковинным словом называются орнаменты норвежских национальных костюмов. Родом техника из арабских стран, но особую популярность получила в северных странах. Полотна в технике хандаргер сочетают гладь и крестик. Геометрически правильный рисунок получается от равномерных переплетений и подсчитанных стежков. Внешне хандаргер схож с мережкой, только ажурные элементы тут используются в центре, а не по краям изделия.

Алмазная

Данную технику можно смело назвать мозаикой. Ведь главное - здесь не используется игла. Элементы (цветные стразики) выкладываются на клейкую основу. Принцип подобен вышивке крестиком или бисером. Готовое полотно лучше покрыть лаком или спрятать под стекло. Такая мозаика - скорее декоративный элемент, не несущий возможности практичного использования.

Основные правила начала любой вышивки

С техниками разобрались - не вооруженным взглядом видно их сходства и кардинальные отличия.

Но всем техникам без исключения присущи общие правила:

  • пяльцы - без них тяжело удержать правильно ткань, не потерять силу натяжки (или, наоборот, слишком сильно затянуть нить);
  • игла для вышивания;
  • нитки для вышивки ;
  • для начинающих рукодельниц лучше остановить выбор на небольшом сюжете;
  • купите готовый набор - с ним легче осваивать азы;
  • отличное освещение (иначе рискуете остаться не только без шедевра, но и без зрения);
  • даже если у вас всего лишь 15 минут свободного времени - берите руки иглу.

Каждое вышитое полотно - произведение искусства. Преобразится интерьер, появится сотни идей для подарков родным и близким, не будет времени для грусти и тоски. Рукоделие - мир красок и неисчерпаемого вдохновения.

Наверняка в гардеробе у каждой женщины и девушки есть такие вещи, которые они надевали всего пару раз, а может, и не носили вовсе.

Со временем юбочки, блузочки и прочая одежда устарели, вышли из моды. Как же дать им вторую жизнь? Существует много способов для того, чтобы сделать из старой вещи совсем новенькую. И одним из них являются различные виды вышивки.

Наиболее известными и популярными ее видами являются вышивка крестом и гладью. Давайте узнаем больше о них.

Виды вышивки крестом

Вышивание крестиком - самый простой и распространенный способ. Он имеет несколько разновидностей.

Простой крестик - вышивается справа налево, начиная сверху и заканчивая снизу по диагонали. При этом все стежки должны делаться в одном и том же направлении.

Удлиненный крестик - технология та же, что и в простом кресте. Только здесь стежок занимает более одной ячейки на канве.

Шов рисовый - на всей поверхности канвы вышиваются большие крестики, каждый через четыре ниточки. Затем вышиваются сами стежки. Они должны проходить через четыре точки большого креста. Так получаются новые крестики.

Прямой крестик - вышиваем горизонтальный и вертикальный стежки.

«Славянский» крест - такой же, как и удлиненный, только с наклоном и перекрещивается.

Виды вышивки гладью

Гладь - это техника вышивания плотными стежками. Она бывает двухсторонняя и односторонняя.

Двухсторонняя гладь - вышитый рисунок получается одинаковым как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Односторонняя гладь - изнанка кардинально отличается от лицевой стороны.

Вышивка декоративной гладью используется в основном для вышивания цветов, листьев и т. д. Лепестки вышиваются от края к центру, а листья - к середине, как расположены жилки.

При вышивке верхошовом лицевая сторона вышита плотными стежками, а изнаночная сторона получается в виде пунктиров.

Для вышивания могут использоваться бисер, ленты, золотые или серебряные нити.

Очень красиво выглядит. Бусины передают все и оттенки. Рисунки как будто оживают в руках. Для вышивки бисером используют тоненькую леску, но можно вышивать и обычной ниткой. Главное, чтобы бусинки по размеру были одинаковыми, а иголка с легкостью проходила через отверстия бисера.

Вышивка канителью - для этой техники используются исключительно золотые или серебряные нити. Их можно заменить люрексом или нитями на основе пластмасс.

Саму канитель прикрепляют к ткани с помощью нитки одним из трех возможных способов. Ее можно крепить, как бисер, продевая нитку через маленькие отрезки канители. Можно растянуть канитель и продеть сквозь нее нить, а после этого прикрепить ее к ткани еще в нескольких местах. Жесткую канитель нужно растянуть и пришить к ткани мелкими стежками, но нить сквозь нее уже продевать не требуется.

Вышивка лентами - самая легкая по технике из всех видов вышивания. Она не требует особо щепетильного исполнения и предоставляет возможность воплотить в рукоделии полет своей фантазии.

В статье перечислены только самые известные виды вышивки. Но ее техники продолжают развиваться и совершенствоваться. Более подробно узнать о видах вышивки можно в специальной литературе для рукодельниц.

Ткани для вышивания

Для вышивания подходит практически любая ткань, но наиболее комфортно вышивать на хлопковых, шерстяных, трикотажных, войлочных, кожаных, шелковых, суконных, льняных, батистовых и холщовых полотнах.

Существует специальная ткань, предназначенная для вышивания, — канва. Переплетение нитей этой ткани образует клетки, что облегчает вышивку крестом. Можно подбирать канву с различной величиной клетки.

Выбирать подходящее полотно нужно, основываясь на стиле вышивания. Строчевую вышивку удобно выполнять на тканях с одинаковой толщиной нити, что позволит при выдергивании нитей получить однородную сетку. Если ткань имеет неполотняное переплетение нитей, то вышивку проводят по заранее нанесенному на ткань рисунку.

Батист, ситец, лен и сорочечное полотно подходят для вышивания по произвольному контуру. Для белой глади, вышивания простыми и владимирскими швами нужно выбирать тонкие плотные ткани.

Лен, маркизет, полульняные полотна выбирают для выполнения счетных вышивок, так как эти ткани характеризуются плотным переплетением нитей.

Нитки для вышивания

Для вышивания применяют самые разнообразные нитки. Наиболее распространены нитки мулине, мерсеризованные хлопчатобумажные и льняные нити разного цвета. Кроме мулине часто используются синтетические, шерстяные, штапельные нитки, гарус, шелк и ирис.

Мулине в одну нитку и шелк используют для вышивания на тонкой ткани. Более плотные шерстяные полотна требую шерстяной нити в одно или несколько сложений или шелка. Шерстяные нитки, мулине и ирис используют для вышивания больших изделий.

«Длинная нитка – ленивая швея» – эта старая поговорка верна и сегодня. Для вышивания отрезают нить длиной не более полуметра, иначе велик риск запутать нить и начать сначала. Максимальная длина шерстяной нити – 40 сантиметров.

Иглы для вышивания

Выбор иглы для вышивания зависит от вида ткани и толщины выбранных ниток. Важный параметр иглы – ширина игольного ушка. От величины отверстия будет зависеть, какой толщины нить можно будет в него вдеть. Для вышивания нитью в несколько сложений нужно выбирать иглы с широким ушком.

Если вышивание происходит по канве, иглы выбирают специальные. У такой иглы ушко удлиненное, а острие немного закруглено. Толщина иглы зависит от величины клеток канвы: чем больше клетка, тем игла толще.

Важно не применять иглы со слишком широким ушком на тонких нежных тканях. В таких полотнах отверстия, оставшиеся после прокола иглой, могут не затянуться, что придаст изделию неаккуратный вид. Поэтому для вышивания шелком выбирают иглы № 0 и 1. Их удобно применять и для вышивания бисером. Для тонких тканей и обычных ниток подходят иглы № 2 и 3.

Для грубых полотен и ниток ирис, синтетических нитей, мулине и тесьмы берут иглы № 6–10. Иглы средней толщины применяют для вышивания по льну. Владимирские швы выполняют большими штопальными иглами.

Вспомогательные материалы и инструменты для вышивания

Для того чтобы процесс рукоделия был максимально удобным, применяют следующие материалы и приспособления:

  • Линейка, сантиметровая лента или разметочный коврик пригодятся для построения узоров и раскроя частей изделия.
  • Пяльцы для вышивания помогут получить работу высокого качества. Равномерное натяжение ткани позволит изготовить ровный узор. Пяльцы бывают разных размеров и форм, самые распространенные – круглые пластмассовые.
  • Набор ножниц. Одними ножницами не обойтись. Крупные острые будут необходимы для раскроя изделия, средней величины понадобятся для вырезания небольших деталей и обработки краев. Их используют и в работе с тонкими тканями. Для вырезания маленьких участков ткани (например, при выполнении ришелье) понадобятся маленькие ножницы с острыми концами, иногда используют для этих целей маникюрные. Такими ножницами также удобно отрезать лишние нитки.
  • Для прокалывания кож, сукна, толстых искусственных полотен пригодится острое шило.
  • Набор портновских булавок. Они понадобится для переноса рисунка на полотно, для крепления частей изделия и других работ.
  • Наперсток. Без наперстка также не обойтись при любом типе вышивания. Не поранить пальцы и проколоть сразу несколько слоев плотного полотна поможет правильно подобранный по размеру наперсток. Он не должен спадать с пальца, но при этом одеваться полностью.
  • Тонкая проколка. Небольшая палочка (ее еще называют пендель) поможет удалить наметочный шов, создать небольшое отверстие в ткани, отодвинуть нити полотна. Конец такой палочки острый, выполнена она может быть из дерева или пластмассы.

Перенос узора на ткань

Перенос рисунка с помощью копировальной бумаги

Классическим способом переноса является перевод с помощью копировальной бумаги. Он выполняется в несколько этапов:

  • Хорошо проглаживаем полотно, чтобы оно легло ровно на поверхность стола. Перед переносом рисунка стоит еще раз убедиться в точном крое без перекосов. Под полотно кладем лист копировальной бумаги, на полотне размещаем кальку с выполненным рисунком. Портновскими булавками скалываем все 3 рабочих слоя вместе.
  • Точно по контуру обводим весь рисунок тонкой и острой ручкой. Пишущий предмет не должен царапать кальку, но степень нажима должна быть при этом достаточной.
  • Убираем булавки после того, как весь рисунок был обведен по контуру. Производим осмотр получившегося рисунка. Если какие-то части были пропущены, необходимо провести процедуру переноса еще раз. Рисунок перенесен.

Нужно не только перенести рисунок на ткань полностью, но и постараться не испачкать полотно. Для этого лучше выбрать не новый лист копировальной бумаги, а уже использованный несколько раз. Это позволит сохранить чистоту ткани. Цвета бумаги для копирования нужно выбирать контрастные: для светлой ткани – черную, а для темной – желтую или зеленую.

Перенос рисунка на ткань «на просвет»

Перенос «на просвет» также широко применяется рукодельницами. Самый простой способ – использование окна. Конечно, нужно переводить рисунок в светлое время суток.

Полотно для вышивания аккуратно заправляем в пяльцы, закрепляем его. Под пяльцы кладем лист кальки, на котором уже находится рисунок. Всю конструкцию прислоняем к окну и проводим по узору простым карандашом. Так удобно переносить небольшие рисунки.

Чтобы перенести сложный узор или большой рисунок с множеством мелких деталей, нужно воспользоваться световым коробом. Это устройство помогает опытным вышивальщицам качественно и быстро переносить рисунки. Не обязательно иметь профессиональное устройство, можно устроить его подобие. Для этого источник света устанавливают под стекло, которое укладывают на рядом стоящие табуреты. Полотно и кальку укладывают на стекло и обводят рисунок по контуру.

Перенос рисунка на ткань прометкой

Прометку используют для переноса узоров и рисунков на блестящие или ворсистые полотна. Особенно актуально это для бархатных тканей. Для создания прометки используют папиросную бумагу, на которую и наносят рисунок. Тонкую бумагу после этого прикладывают к полотну, закрепляют ее на ткани, после чего прострачивают по контуру рисунка на швейной машине или вручную швом «вперед иголку». После этого папиросную бумагу убирают, удаляя и приметку.

Перенос рисунка на ткань специальным карандашом (термопереводом)

Это современный и удобный способ переноса рисунков на ткань. Для перевода рисунка понадобится специальный карандаш-трансфер. Пользоваться им легко и удобно. Карандашом наносят на любую бумагу необходимый рисунок, прикладывают бумагу к полотну, проглаживают горячим утюгом – и рисунок на ткани!

Начало вышивания – закрепление ниток на ткани

Мастерицу всегда видно по изнаночной стороне ее изделия. Вышивка опытных рукодельниц всегда аккуратна как с лицевой стороны, так и с изнанки.

Главное правило аккуратной работы – отсутствие узелков на нитках. Правильно располагать и фиксировать нить на лицевой стороне в том месте, которое после будет закрыто вышивкой.

Перед закреплением нити на полотне для вышивания, нужно правильно подготовить нитки. Если для вышивания используются нитки мулине, следует работать с ними правильно и аккуратно. Если вышивание ведут новыми нитками, которые закреплены с двух сторон бумажными фиксаторами, нужно оставить моток в фабричной упаковке. Найдя конец нитки, вытянуть его, не повреждая оболочку, отмотать 50 сантиметров и отрезать. Так мулине будет аккуратно храниться и не запутываться. Если нитки старые, то прежде их придется размотать и заново смотать. После приведения в порядок старые нитки также легко использовать для вышивания.

Разделение пасмы ниток мулине на несколько тонких прядей часто вызывает затруднение. Чтобы нити не путались, а разделялись быстро и аккуратно, не нужно отрезать нитку длиннее полуметра. Участок разделяемое пасмы нужно взять в руки, найти его центр и начать разделение именно там. От середины к концам пасма легко разделяется на нужные пряди.

Правильно закрепить нить в начале работы можно несколькими способами.

Первый способ крепления нити в начале работы

Этот способ применяется в тех вышивках, для которых используются нитки с четным количеством нитей. Полуметровую рабочую нитку складываем посередине, два свободных конца протягиваем в игольное ушко. На лицевой стороне делаем небольшой стежок таким образом, чтобы на конце его образовалась лишь небольшая петля. В полученную петельку протягиваем иглу с ниткой, вытягиваем ее до конца, пока на рабочей поверхности не окажется закрепленная нить.

Второй способ крепления нити в начале работы

Если вышивание производится нечетным количеством нитей, то закрепление происходит по другой схеме. Нитка вставляется в игольное ушко, на лицевой стороне изделия выполняется маленький стежок так, чтобы на его конце остался небольшой кончик нитки. Маленькими стежками закрепляем кончик, выполняя стежки в тех местах, где потом будет расположен рисунок вышивки.

Третий способ крепления нити в начале работы

Этот простой способ крепления нити аналогичен предыдущему. Нить в одно сложение заправляют в иглу, оставляя ее конец на изнанке, выводят иглу на лицо. Сделав небольшой стежок, возвращаем нить на изнанку, а затем снова на лицо.

Четвертый способ крепления нити в начале работы

Этот способ крепления нити применяют при вышивании гладью. Нитка заправляется в иглу, далее игла выводится на лицевую сторону, делается небольшой стежок (буквально несколько нитей плетения полотна). Этот же стежок повторяется снова, игла вводится в старый прокол. Важно для успешного и аккуратного закрепления ввести нить так, чтобы полученный стежок скрылся под рисунком, а нить вышла в начале вышивки.

Закрепление нити в конце работы

В конце работы нить закрепить немного проще, чем в ее начале. Два основных способа крепления нити:

  • Нить выводится на изнаночную сторону изделия в конце работы, прокол нужно сделать на минимальном расстоянии от предыдущего. Создать петлю с помощью ближайшей нити от вышивки, протянуть туда иглу, затянуть. Оставшийся кончик нитки аккуратно обрезать.
  • При вышивании гладью нить закрепляют еще проще. В конце работы нить выводят на изнанку, протягивают иглу с ниткой под несколькими стежками, затем обрезают остаток нитки.

Простые вышивальные швы

С простыми вышивальными швами начинают знакомиться еще в школе, некоторые даже не подозревают, что владеют вышивальными швами. К вышивальным можно отнести великое множество швов – от невероятно сложных и до самых простых, которыми владеют практически все. Вышивать можно даже теми простыми техниками, которые мы используем в буты, даже не соотнося их с рукоделием.

Изучение новых вышивальных швов поможет обогатить собственные навыки и расширить рукодельные «горизонты». Эти умения потом можно будет применить и в других видах рукоделия.

Простой шов «назад иголку»

Шов «назад иголку» широко распространен во всех видах рукоделия. В вышивании этот шов чаще всего применяют при выполнении белой глади. Удобен он при вышивке узоров, в качестве украшающего шва. При пошиве изделий его используют для соединения деталей, так как внешне он напоминает машинную строчку. Из-за схожести с машинным швом, шов «назад иголку» еще называют строчевым швом. Такой шов получается с изнаночной стороны при вышивании другим швом – стебельчатым. Разновидность шва – бисерный шов. Такой тип шва получается, если по лицевой стороне делать стежки меньше, чем по изнаночной.

Схема выполнения шва:

  • Выполняется шов справа – налево. Первый стежок выполняется на лицевой части изделия, затем игла вводится на лицо через расстояние, равное уже сделанному стежку. В зависимости от толщины ткани и нитки длина стежка может составлять 2-4 мм.
  • Иголку вводим в конец прошлого стежка, протягиваем нитку на изнаночную сторону. Выводим иглу на лицевую сторону с запасом 4 мм от предыдущего стежка, затем вводим ее в прокол от предыдущего стежка. Всю последовательность повторяем.
  • На лицевой стороне шов похож на обыкновенную машинную строчку, на изнаночной – это стебельчатый шов.

Бисерный шов

Бисерный шов получается при небольшом видоизменении шва «назад иголку». Схема выполнения бисерного шва:

  • Техника выполнения шва также аналогична технике «назад иголку». Отличие данного шва – на лицевой стороне выполняются малые стежки, а на изнаночной стороне картина не меняется.
  • На лицевой стороне получается шов, сходный по виду со швом «вперед иголку», а на изнанке – немного видоизмененный стебельчатый.

Стебельчатый шов

Удобно выполнять данный шов слева направо. Важно так рассчитать место входа иглы с нитью, чтобы стежки плотно прилегали друг к другу. Наклонены стежки всегда в одну сторону. Стебельчатый шов применяют для вышивания растительных мотивов.

Стебельчатый шов открывает большие возможности для фантазии, нитки разного цвета, сочетание с другими швами в одном узоре поможет создать уникальный рисунок. В аккуратно выполненном шве все стежки направлены в одну сторону, а на изнанке получается шов «назад иголку».

Схема выполнения стебельчатого шва:

  • Закрепляем нитку на изнаночной стороне изделия, выводим ее на лицо и выполняем стежок длиной примерно 4 мм (зависит от выбранной средней длины стежков в данной работе). Иголка с ниткой находятся на изнаночной стороне. Выводим нитку на лицо, прокол делаем ровно посередине первого стежка, при этом, не задевая нитку первого стежка.
  • Повторяем из этого прокола первый этап. Второй стежок идет параллельно первому, выступая перед ним на половину длины. Чтобы начать третий стежок, иглу выводят на середине второго стежка (на конце первого).
  • На изнаночной стороне шов выглядит как «назад иголку».

Простой краевой шов

Этот шов применяется не только для вышивания, но и для различных швейных нужд. Его главное предназначение – обработка срезов изделий (чтобы предотвратить осыпание тканей), обметка петель под пуговицы. Поэтому и называют его еще петельным или обметочным швом. Но и в вышивке обметочный шов находит свое применение.

Выполнять шов удобно слева направо, если он служит для обработки края или петель, то стежки ложатся плотно друг к другу. Для вышивания и в декоративных целях можно располагать стежки на любом расстоянии, делать их разной длины, важно лишь соблюдать соответствие высоты стежка и толщины нитки.

Обметочный шов можно использовать для заполнения небольших площадей внутренних частей узоров. В этом случае нужно располагать стежки близко друг к другу, в одном направлении. Удобно выполнять таким швом контуры. Важно крепко фиксировать нить во время вышивания, так как шов может разойтись в противном случае. Заканчивая работу, нитку вплетают с изнаночной стороны за уже выполненные стежки.

Схема выполнения петельного шва:

  • Выполняем закрепление нити, на лице создаем маленькую петлю. Иглу выводим посередине петли так, чтобы петля осталась под иголкой.
  • Снова выводим иголку на изнанку, при этом необходимо отступить на небольшое расстояние в сторону от первого прокола. Далее выводим иголку на лицо, выполняя последовательность первого этапа. Повторяем последовательность. Плотность шва и его высоту можно изменять по мере выполнения.

Простой тамбурный шов (шов «цепочкой»)

Шов цепочкой (он же тамбурный) позволяет получить объемный контур, состоящий из звеньев. У такого шва есть несколько вариантов исполнения. В своем простом виде он похож на связанную крючком цепочку из воздушных петель. Можно варьировать величину звеньев, менять их расположение от строчного к центральному. Таким швом можно заполнить мотив или обозначить контур. Часто тамбурный шов используют вместе с гладью, стебельчатым и другими петельными швами. Можно чередовать малую и большую петлив шве. Если шов выполнен верно, то с изнаночной стороны он выглядит как «назад иголку».

Схема выполнения тамбурного шва:

  • Выполняем закрепку и выводим нить на лицевую сторону. Из нитки формируем петлю, иголку вкалываем в место первого прокола, аккуратно протягиваем на изнаночную сторону, но не дотягиваем до конца. На лицевой стороне должна остаться небольшая петелька. Ее размер зависит от желаемой ширины шва.
  • Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону на расстоянии желаемой величины стежка.
  • Снова вводим иголку на изнаночную сторону, прокол должен быть близко от предыдущего. Формируем петлю, можно придержать ее свободной рукой. Повторяем заданную последовательность.

Шов «полупетля»

Этот шов еще называют «петелька с прикрепом». Его можно назвать разновидностью тамбурного шва. Техника его выполнения аналогична, направление работы – сверху вниз. Отличается данный шов от тамбурного тем, что полученные петли крепятся к ткани еще и в месте их соединения друг с другом. При выполнении данного шва первый этап таков же, как и в тамбурном шве. На втором этапе следует создавать петлю, выполняя небольшой дополнительный стежок. Этот дополнительный стежок следует делать небольшим, чтобы он не нарушал структуру петли.

Использует шов «петелька с прикрепом» для выполнения растительных мотивов, заполнения фрагментов рисунка, выполнения отдельных цветов и лепестков. Закрепы выполняют роль прожилок в веточках или листочках.

Вариация шва «полупетля» – «цветок»

Схема создания цветка:

  • Выполняем закрепление нити на полотне, затем начинаем вышивку тамбурным швом. После этапа формирования петли, ее необходимо закрепить небольшим стежком. Стежков, закрепляющих петлю, может быть несколько.
  • Для формирования цветка, выводим иголку в его предполагаемой сердцевине, а дальше повторяем первый шаг. Так будут сформированы два лепестка. Продолжать следует до вышивки всех необходимых лепестков. Чтобы цветок смотрелся гармонично, нужно заранее рассчитать необходимую ширину петельки.

Вариация «цепочка петелек вприкреп»:

Вариация «еловая веточка»:

Классический шов «козлик»

Этот шов еще называют бархатным. Выполнять его удобно слева направо. Намечается полоса узора, у которой есть верхняя и нижняя граница. При выполнении шва стежки закрепляются поочередно сверху и снизу данной полосы, по заранее отмеченным границам. Чтобы шов выглядел аккуратно, нужно соблюдать равенство всех стежков.

Шов «козлик» применяют при выполнении растительных мотивов, для вышивания цветов и листочков, иногда для заполнения сердцевин цветков. Можно применять его и для создания линий окружности, в этом случае стежки внутреннего контура должны быть меньше, чем стежки внешнего.

Схема выполнения шва «козлик» по прямой линии:

  • Для новичков разумно будет подготовить заранее линии разметки, чтобы шов получился ровным и аккуратным. Для этого на месте будущего контура проводят две параллельные линии. Нитку закрепляем на полотне, после чего выводим ее на лицевую сторону ткани. В верхней части узора выполняем первый маленький стежок.
  • Проводим нить под углом направо, выполняем следующий маленький стежок по нижней границе.
  • Проводим нить снова наверх, выполняя там следующий малый стежок. Продолжаем последовательность. На лицевой стороне шов выглядит как множество пересекающихся накрест стежков.
  • Если необходимо вышить листочек или другой элемент с непараллельными краями, шов выполняют по такой же схеме, но при этом располагают малые стежки по контурам вышиваемого рисунка.

Вариант вышивки листика

Создание французских узелков

Для вышивания сердцевин у цветов, тычинок, небольших точечных элементов, заполнения небольших пространств узора используют французские узелки. Для их выполнения подходят самые разные нитки – от шелка до мулине.

Для создания французского узелка нужно аккуратно наматывать рабочую нить на иголку, а затем закреплять полученный узелок на ткани. Чтобы узелок не разматывался, при выполнении его стоит зафиксировать пальцами.

Схема выполнения французского узелка:

  • Закрепляем нить на полотне, после чего выводим ее на лицевую сторону. Иголку держим в одной руке рядом с рабочей ниткой.
  • Другой рукой захватываем нить и аккуратно начинаем наматывать ее на иглу вращательными движениями. Чем больше витков, тем шире будет полученный узелок.
  • Придерживая витки рукой, прокалываем ткань рядом с местом предыдущего прокола, после чего выводим нитку на изнаночную сторону.
  • Протягиваем нить, следя за формированием и фиксацией узелка.
  • Переводим нитку снова на лицевую сторону, далее можно выполнять другой узелок по приведенной схеме или продолжить вышивку в соответствие с узором.

Приведенные примеры простых вышивальных швов помогут выполнить работу разных уровней сложности. Комбинируя швы, можно придать работе уникальность и особую выразительность.