Возведение 

Как самому сделать деревянный тонарм. Тангенциальный тонарм. Как это работает? Прижимной вес: пересмотр

Как самому сделать деревянный тонарм. Тангенциальный тонарм. Как это работает? Прижимной вес: пересмотр

Обзор такой группы тонармов как тангенциальные. Поближе познакомимся с их интересными качествами и преимуществами.

Тонарм, как то устройство, на котором установлена головка звукоснимателя, - является одной из самых важных составляющих любого аналогового проигрывателя. Всем известно, что от его работы зависит начальное воспроизведение и музыкальность звучание в целом. Система, поддерживающая тонарм, должна быть мягкой, легкой и гибкой. Это нужно для того, чтобы тонарм мог моментально реагировать на малейшие неровности канавки пластинки. Но одновременно с этим эта система должна быть и жесткой, чтобы не возникали лишние вибрации. Это довольно простое описание данной части проигрывателя винила. Настоящий High-End тонарм - это сотни мелочей, которые гарантируют полноценное звучание всей стерео системы при грамотной подборки остальных компонентов стерео тракта. Одни из самых известных разработчиков и производителей тонармов: английский SME, немецкий Clearaudio, Thorens, японский Ikeda, Jelco и другие. Есть компании, которые изготавливают по OEM соглашениям, по предоставленным спецификациям многим современным брендам, например компания - производитель Jelco .

Все тонармы, условно, можно разделить на две большие группы: поворотные (радиальные) и тангенциальные. Первая группа широко представлена и мы все хорошо с ними знакомы, так как это является более распространённым видом. Поворотные тонармы установлены на 95 % проигрывателях грампластинок. Но давайте, побольше узнаем и о второй группе - тангенциальных тонармах.

Тангенциальные тонармы сложнее в расчетах и дороже в производстве, да и в конечной цене тоже. Такой тонарм по своему строению напоминает устройство, которое до сих пор устанавливают в игровые автоматы, где при помощи специальной механической руки нужно было перетащить игрушку в корзину и получить её в приз. Эта рука двигается по неподвижной прямой вперед и назад, а после нажатия кнопки опускается и захватывает игрушку - приз. Правда, тангенциальный тонарм совсем не игрушка. Не детская игрушка. Он аналогично имеет неподвижную направляющую, которая нависает над виниловой пластинкой вдоль нее и к центру оси ее вращения, то есть перпендикулярно радиусу грампластинки.

Так как звукосниматель с трубкой тонарма перемещается всегда перпендикулярно радиусу грампластинки, ориентация иглы звукоснимателя всегда остается параллельной модулированной дорожке. По этой причине, неточности считывания на первых и последних треках отсутствую, нет угловой погрешности, как у классических поворотных (радиальных) тонармов. Это основной плюс тангенциальных тонармов. Проблема состоит лишь в том, что правильно изготовленный тонарм улучшит звучание, а тонарм низкого качества многократно его ухудшит. Минус тангенциальных тонармов это не возможность качественно воспроизводить коробленые грампластинки (кривые, с большой волной). Правда владелец такого тонарма вряд - ли держит большое количество в коллекции коробленых пластинок. Кривые пластинки - и для многих поворотных тонармов проблема воспроизведения. Для этих целей есть специальные устройства для выравнивания грампластинок. Но это уже другая тема.

Вернемся к нашему повествованию. Все - таки, многое зависит от скольжения трубки тонарма по своей направляющей. Если скольжение не идеальное, то игла начинает давить немного сильнее на одну из сторон дорожки, быстрее изнашивая алмаз и саму пластинку. От этого деградирует звук. Для уменьшения данного эффекта многие производители используют или пневмоприводные системы, или магнитные бесконтактные подшипники.

Замечательным примером того, каким должен быть тангенциальный тонарм и какой результат владелец получит используя его в своем высококлассном тракте, является модель TT3 от Clearaudio .

Модельный ряд тангенциальных тонармов немецкой компании Clearaudio представлен тремя тонармами. ТТ3- это нижняя модель в демократичном ценовом бюджете. Самое главное, что TT3 совместим со всеми типами головками звукоснимателями. Любого веса и формы. TT3 имеет интегрированную и удобную возможность регулирования высоты. Ставь картридж, юстируй, наслаждайся! Основа тонарма - стеклянная трубка, для поворота вокруг вертикальной и горизонтальной оси используются прецизионные шарикоподшипники собственной разработки. Работает тонарм как часики. А вид какой? Воплощение симбиоза технической мысли в этом изделии на лицо. Пробуем, - друзья!

Технические характеристики:

  • Тип: Тангенциальный тонарм
  • Цветовое оформление: серебристы
  • Размеры: 260 х 50 х 100 мм
  • Вес: 0,67 кг

Тонарм – это один из важнейших элементов проигрывателя, наравне с головкой звукоснимателя и шасси (столом). Переоценить влияние тонарма на звучание винилового тракта невозможно, ведь именно но держит головку звукоснимателя над поверхностью пластинки и обеспечивает ей правильные «условия работы».

К тонармам предъявляется ряд требований: они должны быть жёсткими, не иметь собственных резонансов, не допускать до звукоснимателя резонансы и вибрации извне. Они должны быть достаточно чувствительными к неровностям пластинок, совершать вертикальные движения, огибая неровности пластинок, вызванные их короблением, а также отслеживать звуковую дорожку и эксцентриситет пластинки, при этом не мешая звукоснимателю делать своё дело.

Несмотря на внешнюю простоту выполняемой функции, тонарм представляет собой весьма сложный и точный механизм. На данный момент существует множество конструкций тонармов от самых простых до очень экзотических, но даже такое большое разнообразие тонармов без проблем позволяет разделить на две основные группы: рычажные и тангенциальные.

В первую группу входят тонармы, подвижная часть которых (трубка с закреплённой на шелле головкой) перемещается относительно неподвижной оси (база тонарма, закреплённая на шасси проигрывателя). Таким образом, головка звукоснимателя свободно перемешается вдоль поверхности пластинки по радиусу. Именно движение по радиусу является основным недостатком рычажных тонармов, что и привело, в конечном счёте, к появлению тангенциальных моделей.

Дело в том, что в идеале, для наиболее правильного и точного воспроизведения фонограммы, записанной на виниловой пластинке, игла звукоснимателя при считывании звуковой информации должна находиться в точно таком же положении относительно звуковой дорожки, в котором находился резец рекордера, производящий запись на студийный лаковый мастер диск. Тут и кроется основное противоречие: резец рекордера движется строго вдоль радиуса, а его поверхность всегда перпендикулярна поверхности звуковой дорожки. Рычажные тонармы же перемещают головки звукоснимателя не вдоль радиуса, а по дуге, радиус которой равен расстоянию от оси вращения тонарма до иглы звукоснимателя. Таким образом, при перемещении иглы по поверхности пластинки от внешнего края к внутреннему, плоскость контакта иглы с дорожкой меняет своё положение, отклоняясь от перпендикуляра – это называется погрешностью (ошибкой) слежения. Одним из способов борьбы с погрешностью слежения является увеличение длины тонарма, а вместе с этим и увеличение радиуса, по которому перемещается звукосниматель вдоль поверхности пластинки. Чем больше радиус — тем меньше погрешность слежения. В настоящий момент самыми большими из распространённых являются тонармы с длинной трубки 12 дюймов (встречаются и более длинные, но это редкость).

Стоит сразу отметить, что с увеличением длины тонарма, увеличивается вертикальная инерция, что тоже не очень хорошо (тонарму сложнее оперативно реагировать на неровности пластинки). Получается надо искать компромисс. Вторым и самым распространённым способом является использование горизонтального угла коррекции (примерно 25 градусов в сторону шпинделя проигрывателя). Получают этот угол одним из двух способов: либо под углом устанавливается сама головка в шелле, либо под этим углом изгибается трубка тонарма. Несмотря на то, что наиболее идеальным вариантом было бы одновременное использование горизонтального угла коррекции и тонармов с максимальной длинной трубки, на практике, 12-ти дюймовые тонармы используются весьма редко, уступая место самым распространённым 9-ти дюймовым.

Несмотря на единый принцип действия рычажных тонармов, они все же существенно отличаются друг от друга. Основными отличиями могут быть:

  1. Материал тонарма. В основном речь ведут о материале трубки, в качестве которого могут выступать металлы и сплавы, карбон, дерево, полимеры и пр. Каждый производитель по своему объясняет причины использования того или иного материала, но в общем и целом все стремятся к снижению вибраций и резонансов, повышению жёсткости и лёгкости тонарма.
  2. Наличие съёмного шелла. Шелл – это крепёжная площадка на конце тонарма, предназначенная для крепления головки звукоснимателя и соединения её проводниками с тонармом. Шелл может быть съёмным (сменным) или несъёмным (одно целое с трубкой тонарма). Съёмный шелл позволяет оперативно переставлять головки звукоснимателя с минимальными подстроечными действиями. Это актуально, если Вы имеете несколько головок, звучащих по разному на разных записях, и планируете в течении прослушивания иногда менять их, съёмный шелл существенно упрощает этот процесс.
  3. Материал проводки внутри тонарма. Проводники внутри тонарма могут быть выполнены из разных материалов: из меди, серебра или иных проводящих материалов. Материал проводника, его чистота и прочие характеристики оказывают существенное влияние на качество звучания.
  4. Наличие демпфирующих материалов. Демпфирующие материалы предназначены для наиболее быстрого гашения имеющихся резонансов и предотвращения поступления новых. Как правило демпфирующие материалы используются в самых передовых моделях тонармов и располагают их, как правило, внутри трубки (например, вязкая силиконовая жидкость внутри топовых моделей тонармов SME Ltd), в некоторых случаях демпфируют основание тонарма.
  5. Различия в конструкции поворотного механизма, обеспечивающего свободное перемещение тонарма. В этой части тонарма проявляется вся креативность разработчиков, ведь именно тут можно обнаружить самые экзотические решения. Наиболее распространёнными решениями является применение высокоточных подшипников, на этом принципе базируется основная и подавляющая часть рычажных тонармов.

Также можно найти так называемые «одноопорные тонармы». Одноопорный тонарм состоит из двух независимых частей: основы, закреплённой на шасси проигрывателя, и трубки тонарма. Суть конструкции проста: из основы торчит конус с иглой на конце, на трубке тонарма закреплена перевёрнутая «чаша», которая надевается на конус основы тонарма. Таким образом, трубка тонарма, головка звукоснимателя и противовес балансирует на тонком кончике иглы, торчащей из основы тонарма и являющейся единственной точкой, связывающей две независимые части.

Достоинством такой конструкции может является наличие всего лишь крошечной точки контакта, позволяющей тонарму без малейшего сопротивления совершать движения в любом направлении и отслеживать любые неровности пластинки. Недостатки конструкции следуют из достоинств. В идеале тонарм должен легко и непринуждённо перемещать головку вверх/вниз (компенсируя коробление и неровность пластинки) и вправо/влево (при движении иглы от края пластинки к центру при её проигрывании). Кроме этих направлений одноопорный тонарм допускает наклоны головки вправо/влево относительно оси трубки тонарма (кратковременные нарушения азимута, когда головка чуть заваливается вправо или влево). В основном, это может проявляться в самом начале проигрывания, когда игла опускается на проигрывателей, хотя не исключены похожие ситуации и в случае повышенного коробления пластинки. Одной из самых экзотичных конструкция мне показалась та, что предлагает компания Well Tempered Lab. Суть конструкции: трубка тонарма непосредственно связана с самым настоящим мячом для гольфа, вся эта конструкция, в свою очередь, подвешена на леске к кронштейну, а нижняя часть мяча помещена в чашу с густым и очень вязким силиконом.

Леска обеспечивает стабильность вертикального положения тонарма, а силикон демпфирует все возможные резонансы, обеспечивает плавность движений тонарма вверх/вниз и вправо/влево, а также выполняет функцию микролифта, плавно опуская иглу на пластинку. Кроме этих вариантов существует ещё множество различных решений и каждое из них имеет своё обоснование.

Теперь совершаем плавный переход к тангенциальным конструкциям.

Тангенциальный тонарм считается самым совершенным с точки зрения «правильности воспроизведения» пластинок. В данном случае в первую очередь имеют ввиду не качество звучания (плохо настроенный тангенциальный тонарм может звучать хуже хорошо настроенного рычажного), а об отсутствии той самой ошибки слежения, которую мы упоминали ранее. Положение иглы звукоснимателя при проигрывании пластинок точно такое же, как у резца рекордера при записи мастер диска.

Несмотря на свое техническое совершенство, тангенциальные тонармы не получили широкого распространения из-за сложности конструкции и весьма высокой стоимости. В настоящее время тангенциальные тонармы используются в основном в проигрывателях верхней ценовой категории. Существуют и более бюджетные модели тангенциальных тонармов, но они весьма несовершенны, так как используют неэффективные системы, обеспечивающие продольное движение тонарма при проигрывании пластинок. В частности, такие несовершенные модели могут быть недостаточно точными в отслеживании нарушенного эксцентриситета пластинки, что может приводить к периодическому смещению иглы в одну из сторон звуковой канавки и тем самым нарушать баланс каналов. В дорогих моделях тангенциальных тонармов нередко используются очень сложные системы обеспечения движения тонарма. В частности, одной из таких систем является наличие компрессора, подающего сжатый воздух в зазор между тонармом и направляющей, по которой он движется.

Таким образом, механическая связь полностью отсутствует, а тонарм парит в потоке воздуха. Звучит красиво, но конструкция очень сложная и дорогая. В качестве более простых вариантов можно встретить подшипники, ролики и прочее, но это уже компромисс. Моё мнение простое – если задумываться о тангенциальном тонарме, то надо брать качественный дорогостоящий механизм. Если же сравнивать тангенциальные и рычажные тонармы в одной ценовой категории, то рычажные скорее всего будут лучше (получается сравнение компромиссного варианта тангенциального тонарма и доведённого до совершенства рычажного).

Тангенциальный тонарм состоит из основания на двух опорах, закреплённых на шасси проигрывателя, между которыми располагаются направляющие, вдоль которых перемещается трубка тонарма с закреплённой на ней головкой звукоснимателя. Таким образом движется не одна часть тонарма, а весь тонарм. Ещё одни достоинством тангенциальных тонармов является отсутствие скатывающей силы, свойственной рычажным конструкциям, а это значит, что её не надо подстраивать, и баланс каналов всегда будет одинаков. В качестве ещё одного преимущества можно назвать существенно меньшую вертикальную инерцию по отношению к рычажным тонармам, но при этом горизонтальная инерция наоборот выше. Тангенциальный тонарм не имеет оси вращения, что приравнивает его эффективную массу к полной массе тонарма, делая её весьма большой. Большая эффективная масса тонарма заставляет более тщательно подходить к выбору головки звукоснимателя, в частности, обращать особое внимание на параметр гибкости подвеса иглодержателя.

Так что же лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждому приходится решать самому. Очень важную роль будет играть настройка проигрывателя, если она качественная, то хорошего рычажного тонарма хватит с запасом. Если же не хочется мириться с компромиссами, а «деньги жгут карман», то вас ожидают тангенциальные тонармы.

Материал, из которого сделан стол, тонарм, диск и прочие детали проигрывателя виниловых пластинок, - характеристика важная. Тут тебе и звук, и цвет, и даже функциональность. Я решил написать про редкие и не очень материалы, которые используются в производстве виниловых проигрывателей. И когда дописывал свою статью, понял, что все «исходники» условно делятся на две части: дерево и все остальное. Так как статья получилась большой, я ее разделил на две части и первую полностью посвятил материалу растительного происхождения.

Раньше дереву в конструкциях LP-проигрывателей отводилось скромное место (если говорить о влиянии на качество аппарата), пусть и самого дерева в этих конструкциях находилось немало. Например, деревянные корпуса, которые иногда и не были столами в привычном смысле, а лишь рамкой, иногда основу стола из МДФ покрывали шпоном. В проигрывателях нового поколения дереву нашлось уже более интересное, а главное, осмысленное применение.

Бамбуковые универсалы

Канадская компания Tri-Art Audio активно использует бамбук для изготовления корпусов своих компонентов, аппаратных стоек и подставок. Почему бы и нет? Материал красив и универсален. Из него можно сделать крошечный корпус для USB-ЦАПа и усилителя размером чуть больше головки звукоснимателя, а можно и корпус для компонентов, тем более что усиление разработчики используют исключительно в классе D, чтобы аппараты получались компактными. Акустика в бамбуковом корпусе - тоже не предел воображения. Бамбуковыми стойками сегодня точно никого не удивить. Но проигрыватели виниловых пластинок и тонармы - вроде совсем другое дело.


Проигрыватель Tri-Art Audio Pebbles

В модельном ряду компании два проигрывателя (Tri-Art Audio Pebbles и Tri-Art Audio Bam Bam) и четыре тонарма (Pebbles и Bam Bam в 9-ти и 12-дюймовых вариантах) - отдельных названий для них, видимо, не нашлось. Металла минимум: детали ножек-опор, моторы, подшипники, поворотные узлы тонармов. Из клееного и точеного бамбука же сделаны столы проигрывателей, основные диски, базы для тонармов и их трубки.

Младший проигрыватель, Pebbles, рассчитан на работу с одним тонармом, а Bam Bam может быть укомплектован и парой 12-дюймовых. Помимо необычного материала, в этих аппаратах есть еще и оригинальные конструктивные решения, как двухмоторный пассиковый привод у старшего проигрывателя.


Проигрыватель Tri-Art Audio Bam Bam с одноименными тонармами

Несмотря на всю «инаковость», это не какой-то супердорогой High End - топовая вертушка в паре с двумя 12-дюймовыми тонармами стоит около 2500 долларов США. Бамбук, как видим, еще и дешевый материал.

Понятно, что миниатюрные цифровые усилители в бамбуковом корпусе смотрятся игрушечно, их скорее отнесешь к категории lifestyle, чем Hi-Fi. Но те же одноопорные тонармы хитрой конструкции с проводкой Cardas - уж точно не игрушки.


Тонарм Tri-Art Audio Pebbles

Впрочем, пытаться угадать звуковые свойства аппаратов я не решусь. Как и свойства бамбукового мата, который можно использовать и с другими проигрывателями. Было бы интересно послушать все это в деле.

В цветах благородного дерева

Американский, в буквальном смысле семейный проект Teres Audio предлагает уже куда более серьезные вещи, например тонармы с деревянной трубкой или опциональный мотор с блоком управления за 1750 долларов США. Жаль, что на сайте у них минимум информации.


Certus Audio Model 460

Teres Audio выпускала всего пять моделей проигрывателей. Старшая Certus Model 460 представляет собой внушительную конструкцию со своей стойкой и блоком управления. По моим данным, 460-ю версию уже не делают, однако некоторые детали на заказ компания предлагает, но за весьма нескромное вознаграждение. В этих аппаратах многое сделано из дерева - даже массивный опорный диск. Однако кое-где дерево все же сочетается с металлом. Компания маленькая, техника малосерийная, поэтому сложно с уверенностью сказать, какое «процентное соотношение» дерева и метала в текущих моделях.


Teres Audio Model 360

Тонармы Teres Audio с нетипичной трехточечной опорной конструкцией и деревянной трубкой могут показаться меломанам интересными. Но следует помнить, что за $5000 можно найти много достойных вариантов с менее экзотическими и более предсказуемыми свойствами.

Новая жизнь старых верстовых столбов

Проигрыватель Anna Log от британской компании Nottingham Analogue знаком нашим аудиофилам. У него очень тяжелый многослойный диск крутит маломощный мотор с помощью толстого круглого пассика (при включении диск необходимо раскручивать рукой). Основная часть стола этого проигрывателя сделана из дерева. И не просто какого-то там дерева, а дерева древнего, выдержанного то ли 100, то ли 200 лет - подробности истории, услышанной от разработчика, я слегка запамятовал, но, кажется, на детали стола шли старинные английские верстовые столбы. Отсюда и пятизначный ценник проигрывателя и лимитированный тираж - Англия страна небольшая, старых верстовых столбов на всех, видимо, не хватает. Откуда родилась такая странная идея, из первых уст я уже не узнаю - Тома Флетчера, основателя и идеолога Nottingham Analogue, давно нет в живых. Поэтому остается рассматривать этот аппарат как нечто загадочное.


Nottingham Analogue Anna Log

Кстати, по звуку проигрыватель легко узнаваем, и если грамотно подобрать к нему остальные компоненты, результат получится очень и очень хорошим. Конечно, если цена стола без тонарма (а это около 9500 фунтов) вам не покажется чрезмерной.

Тонарм из кокоболо

Целиком деревянные тонармы в прошлом явление редкое. Можно вспомнить пару моделей Grace G-704 и G-714 - их истории несколько десятков лет, и на «чистый маркетинг» ее не спишешь. Однако сейчас тонармов с деревянной трубкой выпускается много - разных конструкций из разных пород дерева. Материал получил популярность по нескольким, не во всем правильным причинам. Проще обрабатывать в сравнении с металлами; возникает желание «подкрасить» звук - «полумертвых» виниловых трактов в погоне за чистотой и нейтральностью выпустили немало. Конечно же, есть и хорошо сделанные конструкции, причем я бы не сказал, что к дереву тяготеют только разработчики, склонные к «эзотерике».


Тонарм Grace G-704
Тонарм Grace G-714

К примеру, тонармы молодой литовской компании Reed. В линейке всего три модели, а вот редкие породы дерева, из которых будет сделан тонарм, представлены пятью вариантами (эбеновое дерево, венге, кокоболо, пернамбуковое дерево, кордия). Казалось бы, аудиофильская эзотерика. Однако тут начинается совсем другая история - производитель дает точные выкладки, какой будет эффективная масса. И конечно, она зависит от выбранной породы дерева. Также можно выбрать и длину тонарма: 9 или 12 дюймов.

Другими словами, если отвлечься от самого факта использования дерева, то компания делает честные математические расчеты, следственно, качественную механику. У тонармов предельно простая поворотная конструкция, с точными подшипниками. Предлагается отличный набор настроек, причем настроек удобно реализованных. То есть не все упирается в дерево, тонарм следует изучать как цельную конструкцию. Впрочем, Reed вообще довольно интересная компания и к конструкции их проигрывателя я вернусь позже - там есть на что посмотреть.


Тонармы Reed, установленные на "родном" проигрывателе (о котором будет отдельный разговор, немного позже).

Пример другой реализации мы видим у тонарма Scheu Analog Tacco MK II. Казалось бы, компания делает минималистичные и математически выверенные LP-проигрыватели (если можно проигрывателям вообще давать подобные характеристики), а вот тонармы Scheu Analog - совсем другая история. Все три модели в каталоге - классические одноопорники. Старшая модель Tacco MK II - капризный в настройке 9 дюймовый тонарм с толстой деревянной трубкой. Породы дерева могут быть разными (их нельзя выбрать в каталоге, нужно связываться с компанией и уточнять, что будет использовано конкретно в вашей модели). Высокотехнологичным, в современном смысле этого слова, этот тонарм назвать сложно, скорее тут есть некая архаика. Что, впрочем, не мешает тонарму обладать неплохими звуковыми свойствами.


Scheu Analog Tacco MK II

Я перечислил далеко не все варианты тонармов из дерева, сейчас этот «растительный материал» используют многие компании. Однако отмечу, что звук, который дает тонарм, конечно будет зависеть от материала, но в большей степени он будет зависеть от того, как выстроена вся конструкция в целом, включая незначительные мелочи.

Деревянная голова

Факт того, что дерево используется в качестве корпусов для головок, полагаю, никого не удивит. Поэтому в общеознакомительном качестве я это даже рассматривать не буду, но о нескольких необычных решениях все же расскажу.

Например, в японской компании Miyajima Laboratory работает всего шесть человек, включая идеолога и основателя Нориюки Мияджима. И они занимаются именно головками, причем не только стерео, но даже и моно, предназначенными для шеллачных 78-оборотных пластинок. Корпуса этих головок сделаны из черного и розового дерева (но мы уже решили, что это не новость), но вот у недавно выпущенной старшей модели Miyajima Маdake еще и бамбуковый иглодержатель, причем из какого-то крайне редкого сорта этого типа дерева. Можно сказать, что это противоположность алмазными или рубиновым иглодержателям. Безусловно, подобные изобретения очень интересно изучать и в теории, и на практике.


Головка звукоснимателя Miyajima Маdake с бамбуковым иглодержателем.

Собственно, на практике я бы еще советовал посмотреть головки Koetsu, Clearaudio, Benz-Micro, Sumiko, Soundsmith, Grado, Yamamoto и многих других (поклонникам винтажа могу посоветовать поискать, к примеру, «деревянные» модификации Supex SD-900). Чтобы погрузиться «с головой», попробуйте сменные корпуса для модификации Denon DL-103. Там есть корпуса не только из разных пород дерева, но также металлические, композитные и даже для вставки и заливки компаундом… Не готовы к столь радикальным экспериментам – послушайте, как меняют звук деревянные шеллы - их выпускает Ortofon, а у Yamamoto есть даже шеллы из разных пород дерева.

Помните о характере и поведении дерева. И не расстраивайтесь, если перепады влажности повлияют на звук. К примеру, многие владельцы культового проигрывателя Linn LP-12 знают о побочных эффектах, но все равно ценят его за исключительные звуковые качества. И Linn LP-12 - это только один пунктик в очень и очень обширном списке.